Для скульпторов самым трудным оказались головы и руки рабочего и колхозницы
Рабочий и колхозница в Москве id: 106-1488
Для скульпторов самым трудным оказались головы и руки рабочего и колхозницы. Попытка выколотить их в формах, как и все остальные части статуи, не увенчалась успехом. Тогда были набиты глиной испорченные деревянные формы голов. Когда дерево сняли, получились огромные болванки, похожие на головы египетских сфинксов. Но зато был найден правильный размер. Эти огромные головы были пролеплены. Процесс лепки всех очень заинтересовал.
\"Кто ни пройдет, - вспоминает Мухина, - остановится, посмотрит. До сих пор рабочие видели, что мы все умеем, как они: пилить, и рубить, и гвозди вбивать. За это они нас уважали. Но тут мы переходили в разряд каких-то выдающихся людей, которые умеют то, чего не умеют другие. Тут начиналось искусство.
Натурой нам служили все. Проходит пожарный,
- Постойте немного, нос посмотрю.
Проходит инженер.
- Повернитесь, наклоните голову\".
Так в небывало большом масштабе прямо в заводском цехе создавались образцы -символы рабочего и колхозницы. Пролепленные головы были затем отлиты в гипсе. На гипс накладывался стальной лист, выбивался на металлических грибках и примерялся к гипсовой модели. Так же были выполнены и пальцы рук.
В марте 1937 года в заводском дворе началась сборка статуи. Вера Игнатьевна корректировала окончательную установку блоков оболочки на основном каркасе. По ее указаниям были слегка изменены объемы торсов фигур и отрегулировано положение рук и шарфа.
С шарфом и при сборке возникли сложности.
\"Несколько раз, - писала Мухина, - эта «загогулина», как ее прозвали на заводе, снималась с места, опять и опять проверялись крепления и усиливалась их мощь. Монтаж ее и одевание ее сталью были самыми тяжелыми моментами работы. Сроки кончались, работа шла днем и ночью, никто не уходил с рабочей площадки домой\".