Храм Василия Блаженного настолько необычен, что его образ не раз ставил в тупик иностранцев
Собор Василия Блаженного id: 106-1479
Храм Василия Блаженного настолько необычен, что его образ не раз ставил в тупик иностранцев. Немецкий путешественник 1840-х годов Блазиус писал: \"Церковь производит впечатление изумительное, поражающее европейскую мысль... Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это такое: колоссальное растение, группа крутых скал или здание? Рассмотревши, что действительно это церковь, и тут ничего не понимаешь, не видишь, сколько сторон у здания, где его лицо - фасад?\"
Наполеон, увидевший храм, назвал его \"мечетью\". Другим казалось, что храм создан \"более для украшения, чем для молитвы\". Его сравнивали с гигантским кондитерским изделием, называли его \"слеплением сталагмитов\" и \"зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем\". С атеистических позиций его воспринимали и продолжают воспринимать чисто внешне. Но понять идею, выраженную Бармой и Постником в облике Василия Блаженного, невозможно вне контекста русской православной традиции и вне традиций русского искусства XVI века.
В середине 16-го столетия, на волне национального подъема, вызванного победами над Казанью и Астраханью, начало формироваться искусство, тяготеющее к сложным иносказаниям. Примером тому может служить ряд появившихся в те годы икон, в которых в притчевых формах прославлялось торжество христианской державы над иноверными противниками. К числу этих икон относится, например, знаменитая \"Церковь воинствующая\" (другое название - \"Благословенно воинство небесного царя\"), написанная в память Казанского похода. Большую часть иконы занимает изображение конных воинов, идущих от стен горящей крепости (символ покоренной Казани) к небесному граду Иерусалиму, олицетворяющему Москву. Главный смысл иконы - воспевание победы православия. Эту же идею с еще большей силой выражает храм Василия Блаженного.