. | |
Арка Константина – это триумфальная арка, построенная в 315 году н.э. в ознаменование триумфа Константина I, победившего Максенция в битве на Милвианском мосту в 312 году н.э. Арка находится между улицей Палатин и Колизеем, у дороги, по которой проходят торжественные шествия. Арка является самой большой среди трех таких же арок, находящихся в Риме.
Две других – это Арка Титуса и Арка Септимуса Северуса, обе расположены неподалеку от Римского Форума. Битва на Милвианском мосту в 312 году была решающей в борьбе Константина за власть. Он был провозглашен Августом отрядами своих воинов в Британии в 306 году н.э. после смерти его отца в Йорке, и несмотря на то, что у него не было прав на данный титул, он принял его.
В то же время Максенций провозгласил себя императором Западного Рима. Конфликт разрешился только в 312 году, в битве на Милвианском мосту, который находится севернее Рима, когда менее многочисленная, но более опытная армия Константина одержала победу. Максенций погиб, пытаясь переплыть реку Тибр, в то время как временный мост рухнул под его отрядами.
Константин вернулся в Рим с победой, и сенат решил вознаградить его триумфальной аркой. Строительство началось незамедлительно, и арка была построена за пару лет, а в 315-316 году была открыта в день десятилетия правления Константина. Этот памятник не упоминается ни в одном из древних источников, но его история запечатлена на самой арке. На ней также высечен год посвящения – «Votis X». Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором. 8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.
Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.
При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег. На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169—175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.
На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками. |