. | |
Ко́нья (тур. Konya, османск. قونیه; , также Икония, Икониум, греч. Ἰκόνιον) — город в Турции в центральной части Анатолии. Население 742 690 (в 2000), центр одноимённой провинции Конья.
Город известен своей историей, имеет большую культурную и религиозную ценность. Конья - восьмой по величине турецкий город. Он имеет репутацию одного из самых консервативных и религиозных городов Турции, штаб-квартирой мусульманских фундаменталистов. В Конье жил основатель ордена крутящихся дервишей Джелаладдин Руми (Мевлан). В средние века братство привлекало паломников со всех концов мусульманского мира.
Конья – самый древний из постоянно обитаемых городов Турции. В районе Чаталхёюк археологами были раскопаны поселения, в которых, начиная с VII тысячелетия до н.э. жили люди каменного и бронзового века.
Городской акрополь стал известен еще при хеттах и фригийцах в VII в. до н.э. Затем здесь отметились лидийцы, ахемениды, Александр Македонский и его полководцы. В 372 году Конья стала центром римской провинции Ликония, а в византийские времена здесь заседал архиепископ. Но gloria mundi прошла и наступила другая пора, bismilla al-rahman ir-rahim. Действительную славу городу принесли сельджуки, которые, завоевав Малую Азию в XI веке, сделали Конью столицей своего Румского султаната, первого значимого турецкого государственного образования. Тогда турки еще комплексовали по поводу продви-нутости западной цивилизации и названием султаната лРумский+ выразили желание соперничать не с кем-нибудь, а с Римом. И, как выяснилось, во времена, султанату отведенные (1071-1308), он стал наиболее культурно значимым явлением в Малой Азии. Да, в 1243 году пришлось преклонить голову перед наглыми монголами, так ведь то была только дань (опять, как у нас). Потом отделился Караманский эмират, коррупция, слабость центральной власти, разбой на дорогах. Но как раз в это время город стал мощным духовным центром, где возникли дервиши Ч условно говоря, мусульмане-монахи.
Конья начала угасать сразу после образования Османской империи. Стамбульским султанам было не до нее, примерно как московским царям до Новгорода. Чуть воспряла Конья в 1896 году, когда через город проложили железную дорогу Стамбул-Багдад. В смутные 1919-20 годы в Конье хозяйничали оккупационные войска Италии и Великобритании. И только в конце XX века, в эпоху развития массового туризма и отчасти в знак протеста против официального атеизма Турецкой Республики, значение города начало по-настоящему возрастать.
Конья оплот консервативной Турции. Если не территориально (истинные турецкие азиаты живут восточнее), то номинально и духовно. Современный город раскинулся вокруг холма, занимаемого парком Алаэтдина (Alaeddin Parkı) с фонтанами и киосками с мороженным. На вершине холма был древний акрополь (tepe), в котором люди жили, начиная с VII тысячелетия до н.э.
В северной части парка у основания холма сохранились руины сульджукского дворца. Рядом с ним стоит импозантная мечеть Алаэтдина (Alaeddin Camii), а у самой северной окраины парка находится медресе Каратай (Karatay Medresesi, Ankara Cad., 1251). У трамвайной остановки к западу от парка можно увидеть медресе Инче Минаре (Ince Minare – «медресе тонкого минарета») с маленьким музеем резьбы по дереву и камню.
В пяти минутах ходьбы на юго-восток от парка находится медресе Сырджалы (Sırcalı Medrese, XIII в.). Кроме характерного для большинства медресе Коньи разукрашенного портала, стоит обратить внимание на украшенный голубой плиткой портик. Пройдя в том же направлении еще немного южнее, можно попасть к Археологическому музею. |